Беседы со священником в Воскресной школе
2.02.2014.
Вопросов было много, таких разных...
Эту встречу мы уже ждали и постарались подготовить вопросы и заранее опустить их в специальный ящичек.
По случаю 5-летнего юбилея интронизации Святейшего Патриарха Кирилла о. Дамаскин подготовил нам для просмотра два интервью с Патриархом Кириллом.
Но сначала о. Амфилохий и о. Дамаскин ответили на наши вопросы.
Первым был вопрос о подготовке к Великому посту.
О. Амфилохий: Приближаются подготовительные Недели Великого поста. Как правильно подготовиться к Великому посту и провести 1-ю неделю Великого поста? [читает вопрос].
Сегодня уже Неделя о Закхее. А со следующей Недели поется «Покаяние», читается уже Постная Триодь.
О. Дамаскин: Православный христианин должен, конечно, готовиться к Великому посту. Церковь готовит нас к посту постепенно, чтобы мы привыкали. Сначала Церковь нам в песнопениях богослужений будет напоминать о покаянии, о времени поста, которое грядет. Это будет очень ненавязчиво, очень тонко. Сначала Церковь даст нам сплошную седмицу, после чего пойдет некое уменьшение: начнем поститься, исключая мясную пищу, к самому посту отвыкая от скоромной пищи. Для чего это делается? Чтобы мы через воздержание от продуктов воздерживались от всякого рода дурных поступков.
О. Амфилохий: Так и вся жизнь, как отрезок времени, которым подходим к посту Великому и весь пост. Можно так посмотреть всю свою жизнь. Сначала человек потихонечку подготавливается: он взрослеет, начинает понимать больше, его начинает тянуть больше к Истине. Поначалу еще так-сяк. Кажется, еще Неделя о Закхее, только напомнили о покаянии, кажется, какое покаяние, вот еще воскресенье, а там сплошная неделя – гуляй, не хочу! Но все-таки подходит время поста, когда надо задуматься уже по-настоящему. Так и жизнь. Когда человек в зрелых летах, уже и есть-то ничего не хочется, уже больше смотрит человек на то, с чем он придет к Богу. И еще напоминание о покаянии, когда священник приходит к человеку домой: напутствие читает, Телу и Крови дает причащаться. Он этого человека готовит через Исповедь – опять-таки покаяние, – и Причащение. Вот так образно, если сопоставить.
А как проводить 1-ю седмицу? Так пост – он же не просто пища и питие, тут главное воздерживаться от всяких привычек дурных, от грехов воздерживаться, чтобы пост был как телесный, так и духовный. Естественно, к этому надо стремиться, стараться, но если где-то что-то не получилось – это подобно тому, что упал – поднимайся, подтягивайся и старайся идти дальше, не сворачивая с пути.
О. Дамаскин: Главное, не останавливаться!
О. Амфилохий: Да. Если получилось постом, что искусил враг, что-то там поели скоромного: так, раз – и съели. «Ой, теперь всё»! – и дальше тогда весь пост побоку. Нет! Этого не должно быть. А тут есть у нас опять-таки что? Покаяние. «Господи, прости», – покаяться. И снова идти, понимаете. По-другому никак. Снова идти, снова поститься, просить прощения у Господа и готовиться к Пасхе временной, а так же, как я сказал, готовить себя и к вечной Пасхе, чтобы быть вечно с Богом.
Вопрос: А если день рождения?
О. Амфилохий: Насчет этого как раз и хочу сказать. Если день рождения, можно отпраздновать или раньше, или позже поста. Думаю, для друзей, для близких собраться вместе, пообщаться – никакой проблемы не будет. Но если постом, тогда старайтесь в воскресенье. Но, в свою очередь, чтобы было все в рамках правил, чтобы было все постненько. Тем более, сейчас возьмите постные блюда – сколько рецептов. У кого есть молодые люди, кто-то сам с Интернетом дружит, откроете в Интернете постные блюда – ой! Да там времени не хватит прочесть, не говоря о том, чтобы приготовить эти блюда. Рыбные, без рыбы и т.д. И сладкого испечь. А насчет конфет у о. Дамаскина спросите, он знает, какие. Он звонил по горячей линии на конфетные фабрики, и там они говорят, «Мишка на севере», например, да?
О. Дамаскин: «Красный мак», «Кара-кум» не содержат животных жиров.
О. Амфилохий: Вот вам пожалуйста. Помните советское время? «Каракум» – это крутые конфеты были.
О. Дамаскин: Но это все фабрики «Красный Октябрь».
О. Амфилохий: Разные могут быть фабрики. Даже на фантиках есть телефоны.
О. Дамаскин: Есть телефон бесплатной горячей линии, можно прямо из магазина звонить. Там оператор: «Вас интересуют постные конфеты?»
О. Амфилохий: Люди неоднократно обращаются, спрашивают. Вот, пожалуйста. Конечно, если посреди недели – лучше воздерживаться. Тем более, если 1-я седмица, вообще принято без растительного масла, и Крестопоклонная тоже, и Страстная. Ну, Страстная – что тут говорить. То есть, благоразумненько все сделали. А если есть возможность, перенести до поста или же после поста – еще будет лучше, какая проблема?
Вопрос: А в Пасху можно?
О. Амфилохий: Почему нельзя? Конечно. Собираются если на такой праздник, в первую очередь «Христос Воскресе» поют, с праздником Пасхи поздравляют. А потом поздравляют друг друга, у кого-то был день рождения, у кого-то – день ангела. Разве мы здесь нарушим какую-то заповедь? Нет, мы ничего совершенно не нарушим. А вот будет хуже, когда Великий пост, а мы: «Да вот пригласили меня на день рождения, а там «предлагаемое доедят»».
А вот задам вопрос. Предлагаемое да ядят – к чему это можно приложить? А если обратиться к Апостолу? Надо же к первоисточнику обращаться. Например, кто с мечем придет, от меча погибнет или с ножом – от ножа погибнет. Чьи это слова?
Прихожане, в один голос: Александра Невского.
О. Амфилохий: Нет, вот попались! [улыбается]. Это слова Спасителя. Это потом уже приписали Александру Невскому, это он повторял. Вспомните, когда брали под стражу Спасителя, и Петр вынул нож и ударил раба, и отрезал ему правое ухо. Имя рабу? Опять не знаете?
Один голос: Малх.
О. Амфилохий: О! Малх. И потом сказал: «Возьми нож в ножны. Кто возьмет нож, тот ножом и погибнет»*.
Примечание:
*– «Тогда глагола ему Иисус:
возврати нож твой в место его:
вси бо приемшии нож ножем погибнут» (Мф., 26:52)
А если перевести: возьмет меч и мечом погибнет. Так что видите, откуда?
Теперь, когда апостол [Павел] сказал, предлагаемое да ядят, он говорил о идоложертвенном. И он говорил, что если идолы ничто, то, значит, и вот это идоложертвенное – оно ничто. Но если скажут вам, что это идоложертвенное, то нельзя есть, чтобы не соблазнить никого. Потом еще говорил апостол, что если соблазнил, не знавши, что идоложертвенное, а тот человек знал – лучше вообще не буду есть мясо. Но это в другом месте он говорит**.
Примечание:
**– «1 О идоложертвенных же вемы: яко вси разум имамы. Разум (убо) кичит, а любы созидает.
1 О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.
2 Аще ли кто мнится ведети что, не у что разуме, якоже подобает разумети:
2 Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.
3 аще же кто любит Бога, сей познан бысть от Него.
3 Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.
4 О ядении же идоложертвенных вемы, яко идол ничтоже есть в мире, и яко никтоже Бог ин, токмо Един.
4 Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.
5 Аще бо и суть глаголемии бози, или на небеси, или на земли: якоже суть бози мнози и господие мнози:
5 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, –
6 но нам един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него, и един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Тем.
6 но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
7 Но не во всех разум: нецыи же совестию идолскою даже доселе якоже идоложертвенное ядят, и совесть их, немощна сущи, сквернится.
7 Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.
8 Брашно же нас не поставляет пред Богом: ниже бо аще ямы, избыточествуем: ниже аще не ямы, лишаемся.
8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
9 Блюдите же, да не како власть ваша сия преткновение будет немощным.
9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
10 Аще бо кто видит тя, имуща разум, в требищи возлежаща, не совесть ли его немощна сущи созиждется идоложертвенная ясти?
10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
11 И погибнет немощный брат в твоем разуме, егоже ради Христос умре.
11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
12 Такожде согрешающе в братию и биюще их совесть немощну сущу, во Христа согрешаете.
12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
13 Темже аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего.
13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего».
(1Кор., 8)
А вот по поводу предлагаемое да ядят***, тут апостол дальше говорит, что, если придете в гости к кому-то, то не спрашивайте. Тут имеется ввиду, не спрашивайте, идоложертвенное это или не идоложертвенное. Да, предлагаемое да ядят. Если только вам скажут, что это идоложертвенное, в том только смысле, вы не ешьте.
Видите, а сейчас так все это перевернули. Это все началось от баптистов, сектантов. Они привыкли толковать так – выхватили стих, и этот стих тогда, как хочешь, так толкуют. Понимаете?
Примечание:
***– «23 Вся ми леть суть, но не вся на пользу: вся ми леть суть, но не вся назидают.
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Все, еже на торжищи продаемое, ядите, ничтоже сумнящеся, за совесть:
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
26 Господня бо земля и исполнение ея.
26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.
27 Аще ли кто от неверных призывает вы, и хощете ити, все предлагаемое вам ядите, ничтоже сумнящеся, за совесть.
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Аще ли же кто вам речет: сие идоложертвенно есть: не ядите за оного поведавшаго, и совесть: Господня бо земля и исполнение ея.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
29 Совесть же глаголю не свою, но другаго: вскую бо свобода моя судится от иныя совести?
29 Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?
30 Аще аз благодатию причащаюся, почто хулу приемлю, о немже аз благодарю?
30 Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?
31 Аще убо ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите.
31 Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.
32 Безпреткновени бывайте Иудеем и Еллином и церкви Божией,
32 Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,
33 якоже и аз во всем всем угождаю, не иский своея пользы, но многих, да спасутся.
33 так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись».
(1Кор., 10)
Точно также и Иисус говорит, что то, что в уста входит – это не грех****. Здесь тоже к посту приравняли. А ведь опять, если посмотреть первоисточник – это когда ученики ели грязными руками, не помыли рук, а книжники и фарисеи сказали, что они не соблюдают предания старцев. Было определено, что мыть надо руки и с неумытыми руками – как же это есть? – это такой грех страшный. Вот здесь-то как раз Спаситель их начал обличать о том, что всякое умывание они поставили выше любви, а остальное в сторону отодвинули: что даже заповеди Божии исполнять стало не так важно, а есть неумытыми руками нельзя. И тогда Он сказал, то, что в уста входит – это ничего страшного. Грязь. Тут имеется в виду грязь, которая войдет с рук, вот о какой грязи говорил. Она там переработается и выйдет. А потом говорит, то, что от сердца идет – если грязь идет от сердца – это дело другое. Я думаю, все об этом читали в Евангелии. Опять выхватили один стих и как удобно, так его и толкуют. Теперь потихонечку и в наших кругах так начинают толковать.
Примечание:
****– «1 Тогда приступиша ко Иисусови иже от Иерусалима книжницы и фарисее, глаголюще:
1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
2 почто ученицы Твои преступают предание старец? Не умывают бо рук своих, егда хлеб ядят.
2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
3 Он же отвещав рече им: почто и вы преступаете заповедь Божию за предание ваше?
3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?
4 Бог бо заповеда, глаголя: чти отца и матерь: и: иже злословит отца или матерь, смертию да умрет.
4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
5 Вы же глаголете: иже аще речет отцу или матери: дар, имже бы от мене пользовался еси:
5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,
6 и да не почтит отца своего или матере: и разористе заповедь Божию за предание ваше.
6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
7 Лицемери, добре пророчествова о вас Исаиа, глаголя:
7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
8 приближаются Мне людие сии усты своими и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене:
8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;
9 всуе же чтут Мя, учаще учением, заповедем человеческим.
9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
10 И призвав народы, рече им: слышите и разумейте:
10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!
11 не входящее во уста сквернит человека: но исходящее изо уст, то сквернит человека.
11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.
12 Тогда приступльше ученицы Его реша Ему: веси ли, яко фарисее слышавше слово соблазнишася?
12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?
13 Он же отвещав рече: всяк сад, егоже не насади Отец Мой Небесный, искоренится:
13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;
14 оставите их: вожди суть слепи слепцем: слепец же слепца аще водит, оба в яму впадетася.
14 оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
15 Отвещав же Петр рече Ему: скажи нам притчу сию.
15 Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.
16 Иисус же рече (им): единаче ли и вы без разума есте?
16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?
17 Не у ли разумеваете, яко всяко, еже входит во уста, во чрево вмещается и афедроном исходит?
17 еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
18 Исходящая же изо уст, от сердца исходят, и та сквернят человека:
18 а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека,
19 от сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетелства, хулы:
19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления –
20 сия суть сквернящая человека: а еже неумовенныма рукама ясти, не сквернит человека.
20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека».
(Мф., 15)
О. Дамаскин: Можно я добавлю про пост? Про 1-ю неделю Великого поста? Я бы хотел призвать провести ее в храме, кто имеет такую возможность. Потому что в храме все, что читается, поется, говорит нам о покаянии и о спасительном времени Великого поста. Как раз вся первая неделя этому посвящена. Первые 4 дня Великого поста читается Великий Покаянный канон Андрея Критского. Это творение, которое как нельзя красочнее рассказывает нам о покаянии, рассказывает, как нужно каяться.
О. Амфилохий: Тем более я знаю, у многих есть этот Канон Андрея Критского, почему и берут многие, что там и пояснения есть. Но если читать дома – это только лишь, если человек по болезни. Это не то. А в храме, когда общая молитва…
Почему общественная молитва ценится намного выше частной домашней молитвы? Святые отцы обращают внимание, что человек сосредоточиться может (способность его физическая) на 10-15 минут. Потом могут мысли куда-то улететь, и прочее. Дома начали читать – и улетели мысли. А когда в храме мы находимся, один полетел, а один «дома», потом тот полетел, а это прилетел. И так постоянно – если взять всех людей, которые стоят в храме, – постоянно в сосредоточении находятся люди. Благодать Господь постоянно посылает, и она распространяется на всех здесь, стоящих в храме. Поэтому общественная молитва намного выше, намного полезнее, нежели молитва домашняя. Это старые люди говорили, мне говорила еще бабушка. Хотя она неграмотная была, но она просто говорила: «Ты в церкви старайся класть поклоны, в церкви один положишь поклон, а дома надо сорок их положить». Так рассуждали старые люди, так, я думаю, оно и есть.
БОГОДУХНОВЕННО святитель Иоанн Златоуст о Доме Божием:
И как пристань, защищенная от ветров и волн, дает полную безопасность входящим в нее судам, так и дом Божий, как бы исторгая входящих в него из бури мирских дел, дает им стоять спокойно и безопасно, и слушать слово Божие. Это место есть школа добродетели, училище любомудрия. Приди, не только во время собрания, когда бывает чтение Писания, духовное поучение, и собор честных отцов; нет, и во всякое другое время приди только в преддверие – и тотчас отложишь житейские заботы. Войди в преддверие – и как бы ветерок, какой духовный повеет на твою душу. Эта тишина внушает страх и учит любомудрию, возбуждает ум и не дает помнить о настоящем, переносит тебя с земли на небо. Если же так полезно быть здесь и без собрания, то какую пользу получают здесь присутствующие, и какую потерю несут отсутствующие тогда, когда пророки вопиют со всех сторон, когда апостолы благовествуют, когда Христос стоит посреди, когда Отец одобряет происходящее (здесь), когда Дух Святой сообщает свою радость?
Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского. – Т. 3, кн. 1, Беседа 12. –
Интернет-проект "Ревнитель православного благочестия", Барнаул, 2004.
5.01.2014.
На встречу к ученикам Воскресной школы
Мы и не ожидали, что в дни попразднества Рождества Христова состоится встреча со священником.
В этот раз на встречу к ученикам Воскресной школы пришли иеромонах Амфилохий (Желябовский), настоятель храма и член Епархиального совета, и иеромонах Дамаскин (Леонов), клирик храма, заместитель председателя Отдела социального служения Тверской епархии.
Многие ученики школы впервые смогли услышать ответы на свои вопросы настоятеля храма отца Амфилохия. А некоторые вопросы так и не были заданы - ведь не обо всем спросишь отца настоятеля!!!
1.12.2013.
В Воскресной школе возобновились встречи со священником,
которые проходят в первое воскресенье месяца в 12-10.
Первого декабря на встречу к взрослым ученикам школы пришел отец Вадим Желябовский. Вопросов было много: и письменных, заранее опущенных в специально поставленный ящик на лавке, и заданных непосредственно на встрече. Отец Вадим ни один из вопросов не оставил без ответа. Мы внимательно слушали, в самые старательные из нас конспектировали.
Беседа продолжалась около двух часов.
Нам бы очень хотелось, чтобы проведение воскресных встреч со священниками стало традицией Воскресной школы.
Ответы о. Вадима на некоторые вопросы прихожан:
1. Вопрос: Как крестимся при Причащении?
О. Вадим: Ни крестимся, ни кланяемся до запивки. Вот так руки сложили, причастились и также с руками сложенными идем до запивки. Потом запиваем. Осипов Алексей Ильич негативно относится к запивке. Но во всех служебниках, которыми мы пользуемся, в конце есть «Известие учительное». Наверное, слышали о такой книге? Это о том, как подобает вести себя на Литургии, более всего для духовенства, но кое-что на мирян распространяется тоже. Там ясно пишут: после Причастия священник обязан запить. Если он этого не сделает, он смертно согрешит. Поэтому запивка после Причастия обязательна. Подходя к Святой Чаше, креститься не надо, креститься можно заранее. Когда выходит священник: «Со страхом Божиим и верою приступите...», кто причащается, желательно три поклона земных и встали в очередь со сложенными руками.
2. Вопрос: Когда я причастилась, целую ли я руку священника, когда он подает крест?
О. Вадим: Интересный момент. Что символизирует правая рука священника? Десницу Господа. До запивки, конечно, ничего не надо целовать – ни икону, ничего. Запили, просфорочку скушали – тогда уже можно.
3. Вопрос: Целуют ли икону после Причастия?
О. Вадим: До запивки – не надо. Запейте, а потом спокойно идите прикладываться. Но прикладываться нужно либо до Литургии, либо после Литургии. Во время Литургии движения, в принципе, не должно быть, даже на запричастном стихе.
Запричастный стих – это после возгласа священника: «Святая святым», когда занавес закрыт – поклон сделали – и дальше промежуток до Причастия, когда у нас читают, бывает, жития святых или Последование ко Причащению, или хор что-то поет. В это время тоже не надо двигаться. Особенно в большие праздники такой шум! Когда мы в семинарии учились, нам ректор говорил: «Братья, раньше такого не было, это сейчас принято двигаться. Не надо и из храма выходить, знаете, подышать. Литургия не заканчивается – она идет». Потом вошло в традицию в Русской Церкви петь так называемые концерты. Это условно. Чтобы пауза не затягивалась, хор готовит какое-то произведение для этого момента и поет. Но двигаться лучше не надо.
4. Вопрос: Можно ли петь с хором вслух?
О. Вадим: Были мы в Черногории [Сербская Православная Церковь], там весь храм поет, но там немного принцип другой. Там как такового хора нет. У них стоят на клиросе мужчины, 2-3 человека, они поют простейшим напевом и весь народ за ними. У нас, поскольку хор стоит, хору тяжело, если народ начинает подпевать. Если «Господи, помилуй» подпоете, ничего страшного, а если встанете сзади хора и будете петь мимо нот... Не надо целенаправленно пытаться ему помочь.
5. Вопрос: Меня наставляли монахи, что в пятницу вечером, в субботу, в воскресенье земные поклоны не кладут. Так ли это?
О. Вадим: Насчет поклонов. Есть мнение, что нельзя после Причастия земные поклоны делать. Это потому, что в момент земного поклона зачастую непроизвольно открывается рот, это у многих бывает. Но святой праведный Иоанн Кронштадский после каждой Божественной Литургии делал три земных поклона. Только надо их делать аккуратно и следить за собой.
Насчет земных поклонов во время Пасхи, начинается неразбериха. Типикон – это устав для Церкви – предписывает, что в Великую [Страстную] Среду на Литургии преждеосвященных даров кладем три земных поклона после «Владыко живота моего...» (это после заамвонной молитвы), и потом пишут, что поклоны отменяются до Пятидесятницы (только келейно и перед Плащаницей). Но заметьте, пишут, отменяются, но не запрещаются. Момент важный – никто не запрещает, греха в этом нет. Вы положили поклон в знак уважения и смирения перед Богом.
Уточняют: Так дергают...
О. Вадим: Дергают. Я противник этого, я даже знаю, кто это делает. Я постоянно веду с этим человеком разъяснительную работу уже на протяжении многих лет. Но человек так сложился, что очень сложно поддается.
6. О. Вадим:
Что касается поста перед Причастием. Возьмем Светлую седмицу, святки.
После Рождества на святках вообще речь не идет, чтобы без поста причащаться. Это начали уже смешивать.
В некоторых храмах есть такая практика – на Светлой седмице без поста причащаться. Ссылаются на Шестой Вселенский Собор, Трулльский он еще называется. Там пишется в 66-м правиле, что на Светлой седмице мы пребываем в храме, мы причащаемся Святых Христовых тайн, мы устраняется от развлечений, от общения. Общение только, там пишется, в храме. Понимаете? Возьмем нашу Светлую седмицу. Мы ходим в гости друг к другу, концерты бывают. Толковой подготовки к Причастию не получается. Поэтому и предписывается хотя бы день попоститься.
Да, в этом правиле пишут, кто постился Великий пост, тому можно без поста на Светлой седмице причащаться. Давайте разбирать Великий пост. На всех седмицах, за исключением Страстной, понедельник, вторник ничего не едим. У нас кто-нибудь так постится?
Уточняют: Нет, конечно.
О. Вадим: В монастыре тоже так не постятся. Это очень сложно. Потом среда, пятница – сухоядение. Это овощи, сушеные фрукты, больше ничего. Едят один раз в день.
Уточняют: Чай можно?
О. Вадим: Это уже в субботу, в воскресенье. Кто так у нас постится?
Уточняют: Никто.
О. Вадим: Никто. Возьмем наш Рождественский пост. По традиции уже сложившейся в нашей современной церкви, особенно для нашего региона (погодные условия), как постятся? Среда, пятница без рыбы, еще бывает, понедельник берут. Вторник, четверг, суббота, воскресенье – с рыбой. А как положено по Типикону, по уставу? Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – с варением [т. е. вареная пища] и без рыбы.
Уточняют: И без масла?
О. Вадим: Нет, предписывают масло. Это некоторые календари усугубляют сами. А в субботу и воскресенье – с рыбой. У нас практически никто не постится так. Поэтому, когда начинают говорить: «Если Великий пост отпостились, можно [без говения причащаться]?», – да не постимся мы так! Я первый не пощусь так. Я вам честно скажу, я сам не выдерживаю даже первую неделю без масла. Я дохожу до среды, до четверга – все, я не выдерживаю. И поэтому с людей не требую, я прекрасно понимаю, чем это чревато. Но попоститься на Светлой седмице, подготовить себя к Причастию денечек хотя бы, но надо. Хотя бы с растительным маслом достаточно.
Сейчас активно обсуждается на Межсоборном присутствии – можно проекты документов почитать на сайте Московской Патриархии, на вкладочке «Докумены. Межсоборное присутствие» – что те люди, которые причащаются реже, чем раз в месяц, должно поститься перед Причастием три дня. А те, которые чаще, которые каждую неделю причащаются, – достаточно одного дня. Но при условии, что они соблюдают среду, пятницу и все остальные посты. Я советую, если человек раз в две-три недели причащается, поститься три дня. Оно как-то настраивает. Лучше и телевизор выключить. А если вот так с ходу – денек, и пошёл – уже расхолаживает.
7. Вопрос: Обязательно ли стоять женщинам на левой, мужчинам – на правой стороне храма?
О. Вадим: Желательно. Мы были в Черногории, там строго. Там пол плиткой выложен, и дорожка от самого входа. И вот по правую сторону – мужчины, а по левую – женщины и дети. Только наши русские могут перепутать. Если женщина стоит на правой стороне, это сто процентов русская. Там даже женщины местные, которые читают на клиросе, читают только с левой стороны, на правую даже не идут. Это не потому, что женщины хуже, и – в левую сторону. Нет, не надо думать об этом даже. В этом просто разделение, чтобы мужчины стояли в одном месте, молились, смотрели на алтарь, женщины – в другом, чтобы меньше было визуального контакта, чтобы не отвлекаться.
8. Вопрос: Мы входим в наш храм с южной стороны. Как класть поклоны?
О. Вадим: К алтарю. Зашли вы в храм, поклонились к алтарю, потом пошли ко всем иконкам прикладываться. К центральной иконе и потом по кругу. Обычно идут к иконе храма, то есть к Владимирской, а потом – ко всем.
9. Вопрос: Первая свеча ставится празднику или Владимирской?
О. Вадим:
Нет, празднику, потом уже Владимирской и потом всем другим.
10. Вопрос: Можно ли читать Евангелие, вообще, Священное Писание, сидя и выписывать?
О. Вадим: Смотря с какой целью берете Священное Писание. Для изучения – да. Нам даже на первом уроке в семинарии преподаватель говорил, когда мы Новый Завет начинали изучать. Да, Священное Писание читается стоя, однозначно. И новый Завет, и Ветхий Завет. Но если мы изучаем его, разрешается сидя. Для изучения – да, для молитвы – только стоя. Если, конечно, проблема со здоровьем, допускается сидя, даже лежа допускается. Но это все в зависимости от состояния человека. Если вы изучить хотите, пожалуйста. Вы встали на молитву, прочитали главу [из Писания]. Вам что-то было непонятно, по завершении молитв вы сели спокойно, открыли главу, толкование и прочитали.
11. Вопрос: Можно ли в утреннее правило включать другие молитвы, за детей, например?
О. Вадим: Утреннее правило – это не Литургия. Утреня в церкви бывает длиннее или короче, Литургия одинаковая всегда. Бывает Великим постом Литургия преждеосвященных даров (я немного отошел от вопроса, чтобы объяснить). Что это такое? Литургия преждеосвященных даров – это причащение людей запасными дарами. Служится вечерня и немного добавляется – Символ веры и «Отче наш...» (читаются, а не поются), – напоминая ту Литургию, которую мы служим. Никакого таинства нет.
Уточняют: Литургия святителя Григория Богослова?
О. Вадим: Да. На ней не совершается жертвоприношение. Дары заготавливаются в предыдущее воскресенье, ими потом причащают.
В утреннее же правило добавить молитву можно. Конечно, убавлять не надо.
12. Вопрос: Обязательно и лампадку, и свечу зажигать?
О. Вадим:
По вашему желанию.
13. Вопрос: Заплесневела просфора. Как быть?
О. Вадим: Если совсем сильно, и невозможно ее протереть – тогда в реку, пока вода не замерзла.
14. Вопрос: Перед Причащением обязательно прочтение всех молитв?
О. Вадим: Владыка Виктор постоянно напоминает об этом, даже священникам. Служил я диаконский сорокоуст: сорок дней подряд Литургия и вечером служба каждый день – утро, вечер. И все читал.
Уточняют: А бабулечкам?
О. Вадим: Опять же нужно помнить о состоянии здоровья. Сидя, лежа, если не видят – хотя бы кто-то прочитал эти десять молитв. Само Последование ко Святому Причащению из чего состоит? Перед ним три канона, а последование – канон ко Причастию и десять молитв. Вот хотя бы их. Если бывают слабы здоровьем – бывает, плохо видят, – тогда можно в качестве исключения 300 раз Иисусову молитву, 100 раз «Пресвятая Богородице, спаси нас» и по 50 раз «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне» и «Вси святии, молите Бога о мне». Такое правило, если люди не видят или сложно читать.
...